Scrum History, или как все начиналось

Scrum History, или как все начиналось

Blog Single

Оглядываясь обратно на несколько десятков лет, не всегда удается «прощупать» ту самую лакуну, в которой зародился Scrum. Отправная точка в истории становления данного фреймворка, порой, кажется весьма размытой, и это неудивительно. Scrum на заре своего появления представлял большой «конгломерат» революционных по своему характеру мыслей и взглядов.
Этот своеобразный «симбиоз идей», сегодня позволяющий «разогнать» скорость и качество реализации проектов до небывалых показателей, появился не из неоткуда, а наоборот – на весьма твердой почве «бережливого производства» – Lean. Scrum в своей основе использует принципы и динамику Lean, которая зародилась и начала свое становление задолго до появления Scrum.

Речь идет о концепции «бережливого производства», основателем которой является Тайити Оно – автор производственной системы Toyota в 1950-х годах. Сам же Тайити Оно утверждал, что свои знания и навыки он приобрел, еще работая в компании «Ford». А по возвращению в родную Японию, Тайити Оно начал экспериментальным путем исследовать, как же избавиться от потерь и повысить эффективность производства.

Несколько десятков лет спустя, именно успешный опыт построения системы управления в компании Toyota послужит плодотворной почвой для становления Scrum.

Почему Scrum назвали Скрамом?

Очередной незаурядный поворот в истории становления Scrum состоялся в 1986 году. Крутой прыжок от основ бережливого производства к игре в регби, поводом для которого послужил выход в свет совместного обзора ведущих экономистов Хиротака Такеучи и Икуджиро Нонака – «The New New Product Development Game», Harvard Business Review, январь 1986.

Занимательным было сравнение элементов бережливого производства и игры в регби. Для Хиротака Такеучи и Икуджиро Нонака, проекты, над которыми работают небольшие и кросс-функциональные команды, демонстрируют более высокую эффективность сравнительно со сложными иерархическими способами организации.

«Регби-подход, где команда пытается пройти дистанцию как единое целое, передавая мяч назад и вперед – может лучше служить сегодняшним конкурентным требованиям»

Хиротака Такеучи и Икуджиро Нонака

В 1991 году мир увидела книга «Wicked Problems, Righteous Solutions», авторство которой принадлежало Peter DeGrace и Leslie Hulet Stahl. В книге авторы сослались на тот самый регби-подход, назвав его «Scrum» – производное от понятия «scrummage». Говоря понятным языком, «scrummage» – это схватка вокруг мяча, когда все игроки собираются вместе, чтобы поделить мяч и перезапустить игру снова. При этом в английском языке слово «scrummage» имеет более краткую форму – Scrum.

Несколько лет спустя, с подачи Джеффа Сазерденда, Джеффа МакКенны и Кена Швабера, Scrum официально перестанет быть только спортивным понятием, а станет полноценным фреймворком, воплощающим своеобразную схватку кросс-функциональной и самоорганизованной команды в борьбе за совместное воплощение единой цели – релиз большей ценности продукта.

Первые попытки, или как в недрах корпорации «Easel» внедрили Scrum

Говорят: «первый блин комом», но в случае Скрам первые попытки внедрения на практике превзошли все ожидания.

Итак, потратив несколько лет, и стоит заметить абсолютно безуспешно, на создание среды разработки «Smalltalk», руководство компании «Easel» стояло на пороге внедрения решительных изменений. По сути, задумка была достаточно хорошей: продукт должен одним нажатием кнопки превращать визуальные блок-схемы в код и наоборот.

Вот только с реализацией задуманного возникали сложности. Как Дамоклов меч, над разработчиками довлели сжатые сроки, технические баги и укоры руководства, что выливалось в значительные финансовые потери: один месяц задержки стоил около миллиона долларов!

Кардинальные изменения в работу привнес один из основателей Scrum – Джеф Сазерленд, объяснивший на пальцах руководству Easel, почему модели Waterfall и многолетнее планирование в данном случае не работает. К числу основных аргументов можно отнести тот факт, что в Waterfall можно получить отклик о продукте и узнать об его погрешностях только в самом конце процесса разработки. В итоге, продукт приходится переделывать, и как следствие «грядут» серьезные задержки сроков исполнения.

По слухам, руководство Easel приняло решение о внедрении Скрам в течение 60 секунд, возглавив тем самым список одних из первых «адептов» Scrum.
Кстати, на этапе ранних практик внедрения Scrum, Кен Швабер, также один из основателей, обратился к известному в 1990-х годах професору Babatunde A. Ogunnaike Tunde – одному из ведущих инженеров-исследователей в области управления процессами, с просьбой проанализировать текущие процессы разработки нескольких коммерческих компаний.

Интересно, что уже тогда Tunde сказал, что будущее мира разработки – это подход, основывающийся на эмпиризме, и очевидно, что Скрам этой потребности, как нельзя лучше, отвечает.

Переломный момент: на пути к официальному признанию

Джефф Сазерденд и Кен Швабер впервые официально представили Scrum на конференции OOPLSA’95, где conference chair был Джеф МакКенна, в то время работающий над скрамомо вместе с Джефом Сазерлендом.

Имена участников первичной организации и адаптации каркаса управления Скрам обозначены также и в текущей версии официального руководства по Скрам:

«Хотя развитию Скрама способствовали тысячи «умов», во главе этого списка следует обозначить тех, кто внес наиболее весомый вклад в его становление. В рамках первого десятилетия существования Скрам следует отметить такие знаковые личности в истории фреймворка как Джефф Сазерленд (Jeff Sutherland), работавший в то время с Джеффом МакКенной (Jeff McKenna), Кен Швабер (Ken Schwaber), работающий над становлением Скрам вместе с Майком Смитом (Mike Smith) и Крисом Мартином (Chris Martin)».

Следующим важным шагом стал релиз Manifesto for Agile Software Development, который состоялся в феврале 2001 года.

В 2001 году был создан Scrum Alliance во главе с Кеном Швабером и Джефом Сазерлендом.

А в 2009 году Кен Швабер официально вышел из Scrum Alliance и основал собственную компанию – Scrum.org.

Важным шагом на пути к популяризации Scrum стал выпуск Скрам Гайда в 2010 году, который с момента публикации прошел несколько редакций – 2011, 2013 и 2016 год. По сути, выпуск Скрам Гайда в 2010 году окончательно систематизировал комплекс знаний о Scrum. Самую первую версию «Руководства по Скрам» - «SCRUM Software Development Process» можно найти в приложении к этой статье.

Начиная с 1995 года, Scrum прошел длинный и весьма успешный путь становления. В современном мире фреймворк Скрам больше не ограничивается только сферой разработки ПО, но вышел далеко за ее пределы.

Скрам превратился в секретный «инструмент» повышения эффективности и конкурентоспособности, найдя применения во всех сферах бизнеса: финансы, банковское дело, строительные проекты, юриспруденция и т.д.

«Scrum имеет лишь косвенное отношение к программному обеспечению. Зато он напрямую связано с руководством и организацией работы топ-компаний в мире»

Хиротака Такеучи и Икуджиро Нонака, «Wise Leadership»

Спасибо что читаете наш блог! У нас еще много есть интересного! Scrum must go on!

Автор Андрей Павленко

Agile-эксперт и практик, Scrum-тренер и бизнес-наставник, имеющий опыт оптимизации процессов как в сфере IT, так и в смежных областях.