СКРАМ МАСТЕР - И ЕГО 7 СОСТОЯНИЙ

СКРАМ МАСТЕР - И ЕГО 7 СОСТОЯНИЙ

 

scrummaster

 

Что сложнее – самому быть на 100% вовлеченным в процесс работы над созданием инкремента или вовлечь в него других членов команды? А теперь умножайте сложность этой задачи на два и ощутите на собственных плечах весь груз ответственности Скрам-мастера.

Объяснить суть событий Скрама, рассказать стейкхолдерам о философии, которая кроется в основе этого каркаса, разобраться в эффективности внутренних взаимодействий команды, позаниматься личным и командным коучингом, помочь Владельцу Продукта упорядочить Бэклог, обучив его новым техникам, научить команду эффективным практикам тайм-менеджмента, чтобы вкладываться во временные лимиты во время планирования Спринта…

И это далеко не весь список забот, лежащих на плечах этого члена Скрам-команды. Так что ему ничего не остается, кроме как… перевоплощаться из одного состояния в другое.

7 состояний Скрам-мастера:

  1. Лидер-слуга, в фокусе которого всегда находятся потребности Скрам-команды. При этом во главе угла он ставит максимальную эффективность и качество работы, которые отвечают ценностям и реалиям бизнеса. Лидер-слуга помогает Владельцу Продукта найти наиболее эффективные техники для управления Бэклогом Продукта, а также способствует правильной приоретизации его элементов с целью получить максимальную ценность Продукта. В свою очередь, Команде Разработки он помогает достичь высот самоорганизованности, учит команду брать на себя ответственность, быть открытой для здоровой дискуссии, самостоятельно устранять препятствия в своей работе, обеспечивать достаточную прозрачность процессов.
  2. Фасилитатор, который очерчивает четкие границы эффективного взаимодействия и сотрудничества в рамках команды. Он устраняет препятствия и внешние отвлекающие факторы, мешающие прогрессу работы Команды Разработки, облегчает процесс взаимодействия между членами Команды Разработки, Владельцем Продукта и заинтересованными лицами. Скрам-мастер не только устраняет блокеры внутри команды, но помогает Скрам-команде «влиться» в корпоративную культуру всей организации.
  3. Коуч, который помогает команде стать на путь постоянного улучшения, а организации постичь основы гармоничного сотрудничества со Скрам-командой. Скрам-мастер коучит Команду Разработки касательно самоорганизации и кроссфункциональности, помогает решать конфликтные ситуации и устранят существующие в работе, поведении или сознании членов команды блокеры. Он же коучит организацию на этапе внедрения Скрама или же предоставляет услуги коучинга в рамках организаций с неправильным или частичным внедрением Скрама.
  4. Менеджер, ответственный за устранение препятствий в работе команды, уменьшение количества потерь, улучшение уровня самоорганизации. Скрам-мастер устраняет препятствия в сферах, которые лежат вне зоны компетенции самоорганизованной команды. Он же устраняет внешние отвлекающие факторы, мешающие прогрессу работы Команды Разработки, помогает создать здоровую атмосферу в коллективе, сформировать доверие между членами команды, помочь им понять ценность их командной работы.
  5. Ментор, который передает свой опыт и знания Скрам-команде. Помогает сотрудникам и заинтересованным лицам понять теорию и практику Скрама, правильно реализовать принципы эмпирической разработки продуктов. Идеальный ментор исповедует знаменитый принцип «ShuHaRi». На стадии «Shu» ученик досконально изучает правила Скрама и прилежно им следует; на стадии «Ha» ученик начинает задумываться над сутью этих правил и учится их нарушать; на стадии «Ri» ученик достигает высот обучения, отказываясь от установленных правил. В идеале, Скрам-мастер должен довести Скрам-команду до тех высот, когда она больше в нем не нуждается.
  6. Учитель, который обучает и объясняет основам и тонкостям Скрама. Объясняет Скрам-команде необходимость кратких и понятных элементов Бэклога Продукта, способствует лучшему пониманию и применению основ гибкой разработки, объясняет ход планирования продукта в эмпирической среде.
  7. Мастер перемен, который старается вырастить максимально благоприятную для внедрения Scrum корпоративную культуру. Служит инициатором изменений, направленных на повышение продуктивности Скрам-команды. Сотрудничает с другими Скрам-мастерами для повышения эффективности Скрама в организации. Скрам-мастер помогает организации реализовать задуманные изменения на уровне всей компании, помогает сотрудникам и заинтересованным лицам понять суть Скрама и его эмпирического процесса.

Автор Андрей Павленко

Agile-эксперт и практик, Scrum-тренер и бизнес-наставник, имеющий опыт оптимизации процессов как в сфере IT, так и в смежных областях.